10 мифов об автомобильных фильтрах

Фильтр MannСтатья написана на основе брошюры, любезно изготовленной компанией MANN-HUMMEL (крупнейший в мире производитель фильтров), а также на основе общения с представителями вышеуказанной компании на технических семинарах. Некоторые мифы выкинуты в связи с их скучностью. Нумерация сохранена.


Миф 1
В мире всего несколько изготовителей фильтровальной бумаги. Зачем покупать фильтр известного производителя, если можно купить дешевый фильтр с той же бумагой?

Один и тот же производитель бумаги выпускает туалетную бумагу и картон. Никому в голову не приходит использовать картон вместо туалетной бумаги, аргументируя это тем, что производитель тот же. Однако, когда заходит речь о фильтрах, аргументы «производитель бумаги тот же» считаются убедительными.

В мире действительно ограниченное количество компаний, изготавливающих фильтровальные материалы. Но каждый крупный производитель фильтров заказывает свой уникальный тип бумаги (состав смеси древесины разных пород, количество и тип синтетического волокна, добавляемого в состав бумаги, рецептура химических смол, которыми обрабатывают это волокно, время и температура сушки и многое другое), который производитель бумаги не имеет права поставлять другим производителям фильтров. В результате производители дешевых фильтров вынуждены довольствоваться устаревшими базовыми типами фильтровальной бумаги и использовать ее во всех моделях фильтров, в том числе и для автомобилей, у которых заявлены повышенные требования к качеству фильтрации.

Миф 2
Фильтры MANN-FILTER стоят так дорого, потому что производятся в Германии, где очень дорогая рабочая сила, а фильтры, изготовленные, к примеру, в Корее, Китае или Польше, имеют такое же качество, но стоят дешевле, так как рабочая сила в этих странах не так дорога.

Действительно, уровень заработной платы в Германии выше, чем в Корее, Китае или Польше, но в то же время степень автоматизации производства на конвейерах MANN-FILTER гораздо выше, чем на производстве в тех же странах. Поэтому утверждать, что продукция MANN-FILTER дороже за счет высокой зарплаты немецких рабочих, неверно. По сути, рабочих на производстве MANN-FILTER нет. Есть операторы, которые следят, чтобы автоматы выпускали фильтры. Ручной труд в производстве MANN-FILTER в незначительной степени используется только на операциях внешнего контроля и упаковки.

Компании MANN+HUMMEL (г.Марклкофен, Германия) принадлежит один из самых крупных заводов в мире по производству фильтров. Он производит 520 тысяч фильтров в сутки, при минимальном штате сотрудников. Завод одной популярной в России корейской марки фильтров (какой именно, представители MANN назвать отказались, ссылаясь на политкорректность) выпускает около 70 тысяч фильтров в сутки. При этом штат сотрудников в 2 раза больше. Зарплата в Германии выше, но не в 14 раз. Так что удельная доля зарплаты в стоимости одного фильтра MANN-FILTER ниже, чем у вышеупомянутой корейской марки. Как в этом случае достигается более низкая цена? Только за счет материалов.

Более 80% стоимости фильтра MANN-FILTER составляет стоимость исходных качественных материалов (сталь, уплотнения, специально разработанная фильтровальная бумага и т.д.). Получить более дешёвый фильтр, чем MANN-FILTER можно только применяя низкокачественные материалы и устаревшие технологии сборки, что и делают производители разнообразных марок фильтров низшего ценового сегмента.

Миф №3
Масляный фильтр должен быть качественным, а воздушный самым дешёвым, ведь все воздушные фильтры одинаковые и не влияют на работу автомобиля.

Никто не умаляет роли масляного фильтра в автомобиле, однако, по сравнению с прошлыми десятилетиями, значение воздушного фильтра в современных автомобилях выросло многократно. Теперь это фильтр номер один для автомобиля. Тому есть несколько причин:
Во-первых, автомобили с каждым годом становятся всё мощнее при уменьшении рабочего объёма двигателя, что достигается форсированием мотора, применением турбо-наддува и непосредственного впрыска. В результате этого двигатель становится значительно более чувствительным к загрязнениям, которые попадают в него с воздухом. Помимо всего прочего, потребление воздуха напрямую зависит от мощности двигателя, в среднем через современный воздушный фильтр проходит в два раза больше воздуха, чем 15-20 лет назад.
Во-вторых, насыщение различными элементами моторного отсека и его уплотнение привело к тому, что кардинально изменилось расположение воздушного фильтра. Ещё 20 лет назад стандартным было его расположение в глубине моторного отсека, в этом случае к фильтру вёл довольно длинный трубопровод, который осуществлял предварительную фильтрацию пыли и влаги. В современных автомобилях корпус воздушного фильтра устанавливается либо возле арки колеса, либо сразу за радиаторной решеткой, и весь поток загрязнений без предварительной очистки попадает напрямую в фильтр, что приводит к увеличению нагрузки на него.
В-третьих, изменились технологии и материалы для изготовления блока цилиндров ДВС. Вместо чугуна, с начала 2000-х годов, стали активно использоваться алюминиевые сплавы. Для обеспечения износостойкости стенок цилиндров, изготовленных из мягкого металла, применяют технологии поверхностного упрочнения, которое производится напылением или применением сплавов с добавлением кремния (кремний намного прочнее и алюминия, и чугуна). При использовании воздушных фильтров недостаточной эффективности страдает зеркало цилиндра, т.е. истирается прочный поверхностный слой, нанесенный на блок цилиндров, начинается активный износ всех деталей. Стандартная технология ремонта блока (проточка и установка ремонтных гильз) на современных моторах с алюминиевым блоком цилиндров невозможна. Ремонт осуществляется только установкой нового оригинального блока цилиндров.

Миф №4
Зачем мне покупать воздушный фильтр MANN-FILTER в пять раз дороже, чем самый дешёвый аналог, если я на машине буду ездить год, а затем её продам?

При правильном подсчёте цифры продемонстрируют, что покупка дешёвого фильтра - иллюзорная экономия. Чтобы обеспечивать оптимальное сгорание топлива необходимо обеспечить стехиометрическое соотношение воздуха и топлива - 14,7:1. В этом случае достигается оптимальное сгорание топлива, максимальный КПД. Подачей топлива занимается электроника, которая должна понимать, какое количество воздуха подаётся в двигатель, чтобы на это количество воздуха подать нужное количество топлива. Информация о количестве воздуха поступает от датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Наиболее распространён ДМРВ термоанемометрического типа. В основе его лежит специальная проволока, которая при включении зажигания нагревается и затем, в зависимости от количества воздуха, больше или меньше остывает. Изменение её температуры вызывает изменение её сопротивления, и по этому параметру блок управления получает информацию о количестве воздуха, подданного в двигатель.
ДМРВ изначально рассчитан на применение качественного воздушного фильтра, который обеспечит его чистоту. При использовании же дешёвого фильтра, значительное количество загрязнений проходит мимо него и оседает на всех элементах воздушной системы, в том числе и на проволоке ДМРВ, в результате её теплопередача нарушается, и блок управления получает неправильные сигналы о количестве воздуха. Эта ошибка приводит к повышению потребления топлива на 3-7% (экспериментальные данные MANN+HUMMEL)
Допустим, пробег автомобиля за 1 год - 20 000 км. Средний расход топлива - 10 л/100 км. Потребление топлива за год составит 2000 литров. Отклонение в 3% из-за загрязненного ДМРВ от этого количества топлива составит 60 литров топлива, что при средней стоимости топлива 30 рублей за литр даст потерю 1800 рублей. И итоговая стоимость якобы дешёвого фильтра составит 1900 рублей (100 рублей сам воздушный фильтр и плюс 1800 рублей перерасход топлива) против стоимости в 300-500 рублей воздушного фильтра MANN-FILTER.

Миф №5
Воздушный фильтр не обязательно менять при техническом обслуживании. Достаточно продуть его сжатым воздухом от компрессора и, тем самым, восстановить его характеристики.

При продувке фильтра воздухом удаляются только крупные частицы с поверхности фильтра. Но современные фильтры – это фильтры с глубинной фильтрацией. То есть большая часть загрязнений содержится в глубине фильтра, связывается специальными смолами и не выдувается никаким компрессором. Если продуть такой фильтр, при видимой чистоте он обладает гораздо более низкой пропускной способностью, что снижает КПД двигателя и увеличивает расход топлива.

Миф №8
Салонный фильтр, вместо покупки нового, можно постирать или почистить щеткой.

Только сыр со специальной благородной плесенью полезен для человека, остальная плесень вызывает большие проблемы со здоровьем.
Современный автомобиль – это замкнутое пространство со стабилизированной температурой. Кондиционер способствует конденсации влаги в одном и том же месте. Идеальные условия для развития разных микроорганизмов. Именно поэтому современный салонный фильтр это не просто марля, фильтрующая песок, поднятый впереди идущим автомобилем. 

Современный салонный фильтр - это фильтр с самой высокой степенью фильтрации, в среднем он начинает работать от размера частиц в 0,5 мкм (толщина человеческого волоса 70 мкм). Именно такой размер имеет пыльца растений, вирусы и т. д. Чтоб достичь такой степени фильтрации, современные фильтры заряжают электростатикой.
Современный салонный фильтр имеет антибактериальную пропитку, поскольку без нее бактерии усиленно размножаются в районе кондиционера.
Современный салонный фильтр должен быть выполнен только из синтетических материалов, чтобы они не поглощали влагу, так как накопленная влага при включении системы кондиционирования или вентиляции проникает в салон автомобиля и вызывает активное запотевание (или обмерзание в зимний период) боковых и лобового стёкол.
Современный салонный фильтр теряет свои защитные свойства со временем. Именно поэтому салонные фильтры рекомендуют менять раз в год независимо от пробега автомобиля.
На подавляющем большинстве дешёвых фильтров этой пропитки и электростатики нет изначально (за счёт чего и достигается дешевизна изделия), а при стирке хорошего фильтра, пропадает то, что было. В этом случае, вначале салонный фильтр, а затем и вся система вентиляции начинает покрываться грибками, плесенью и разнообразными микроорганизмами. Затхлый запах при включении вентиляции - это уже признак полного загрязнения системы и очистки специальными химическими составами всех воздуховодов не избежать. 

Миф №9
Можно применять фильтр подешевле, но менять его в два раза чаще. Эффект будет такой же, как и при использовании дорогих фильтров.

Можно, если вы уверены, что дешевый фильтр изначально работает как дорогой, только быстрее теряет свои свойства. Но, чаще всего, дешевый фильтр с первой минуты выполняет свою работу менее качественно. К примеру, пропускает крупные частицы песка, что приводит к ускоренному износу двигателя или просто вредит здоровью.
В общем, меняя каждый месяц жигули, вы не получите эксплуатационных характеристик BMW.

Миф №11 (по мотивам общения с инженерами MANN на семинаре)
Для надежной фильтации воздушный фильтр должен быть пропитан маслом.

Действительно, некоторые производители оригинальных фильтров (SUBARU, HONDA…) применяют мокрые технологии. Вопрос: зачем нам использовать подобные технологии, если мы своими технологиями фильтруем на 2мкм более мелкие частицы, чем оригинальные фильтры?
Пропитки способствуют поверхностной фильтрации. То есть даже самые мелкие частицы налипают на поверхности фильтра, в результате чего через 5ткм на фильтре образуется сплошная корка, а в глубине фильтра пусто. Такие фильтры эффективно работают не более 5ткм.
Ну и справедливости ради нужно отметить, что наши фильтры назвать сухими нельзя, поскольку в глубинных слоях бумаги используются смолы, чтоб связывать наиболее мелкие частицы.

Добавить комментарий. У Вас есть чем поделиться с другими посетителями этой страницы - заполните нижеследующую форму. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЗАДАТЬ ВОПРОС МЕНЕДЖЕРУ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА, ПИШИТЕ info@tov54.ru

Защитный код
Обновить