Как подобрать масло для двигателя
Данная статья предназначена для тех, у кого в момент выбора возникает вопрос:
• А вдруг то масло, которое мне нравится, на самом деле не подходит для моего автомобиля?
• А на чем основаны рекомендации сотрудников СТО?
• А является ли выбор дорогого масла гарантией качества?
• …
Как подобрать моторное масло и не сомневаться в выборе? Мое глубокое убеждение, что единственно правильный способ подобрать масло – это прислушаться к рекомендациям производителя автомобиля. Далеко не все автовладельцы знают, что в инструкциях по эксплуатации автомобилей автопроизводители прописывают, какую жидкость нужно использовать в каком узле автомобиля. В том числе и в двигателе. Что означают эти рекомендации? Автопроизводитель не гарантирует работоспособность двигателя, если в нем используется масло, не соответствующее по своим характеристикам его рекомендациям. Когда рекомендации сотрудников СТО идут вразрез с рекомендациями автопроизводетеля, то кого слушать? Ответ очевиден: если не хотите иметь проблем с двигателем – лейте то, что рекомендовано автопроизводителем; если желаете лить то, что любят сотрудники СТО – на всякий случай начинайте откладывать деньги на ремонт - вдруг производитель двигателя все же лучше знает, чем его смазывать…
А что делать если:
• не могу найти масло, которое рекомендует производитель
• использую автомобиль в более суровом климате, чем тот, на который ориентировался производитель
• гоняю так, что ни одному производителю и не снилось
В общем, далее речь пойдет о некоторых вынужденных отклонениях от рекомендаций производителя (далее по тексту курсивом).
На любой банке с маслом можно встретить аббревиатуру типа: SAE 5W30, API SL. 5W30 - это параметры вязкости масла, API SL – качество масла. Что нужно знать про эти буквы, чтобы правильно понимать рекомендации и уметь делать поправки в исключительных случаях.
Вязкость масла.
Вязкость жидкости – это способность жидкости к текучести. В общем случае чем ниже вязкость, тем быстрее жидкость утекает из пространства между двумя трущимися поверхностями. Чем выше вязкость жидкости, находящейся между двумя трущимися поверхностями, тем больше сила трения.
Задача масла в узлах автомобиля – минимизировать соприкосновение между собой трущихся деталей, тем самым уменьшая их износ. Слишком жидкое масло быстро утекает из зазора между двумя поверхностями, тем самым давая им возможность соприкасаться. Слишком густое масло сложно доставить к месту соприкосновения деталей, в результате чего тоже может произойти трение этих деталей друг по другу. Именно поэтому масло должно быть не слишком густым и не слишком жидким, а оптимальным.
Вязкость меняется с изменением температуры масла, а обеспечивать достаточную смазку узлов нужно и при прогреве, и в рабочем режиме, поэтому автопроизводители указывают два рекомендуемых параметра масла: при низкой температуре (5W) и при температуре 100 градусов (W30). Чем меньше число, тем более жидкое масло.
Как трактовать эти рекомендации?
Первый параметр (5W) означает: если вы используете масло с рекомендованной вязкостью и заводите двигатель при температуре не ниже предусмотренной, то двигатель будет надежно смазан в режиме прогрева (без нагрузки). Здесь важно отметить, что если вы заводите двигатель при температуре ниже предусмотренной, то достаточную смазку узлов двигателя обеспечит масло с меньшей вязкостью.
Второй параметр (W30) означает: если вы используете масло с рекомендованной вязкостью, то двигатель данной модели будет надежно смазан в рабочем режиме.
Обратите внимание, что рабочая температура двигателя одинакова в любое время года в любом климате и, следовательно, нет оснований отклоняться от рекомендаций производителя в части вязкости при рабочей температуре.
Стандарты качества.
Что такое стандарт качества масла? Качественное масло должно удовлетворять следующим параметрам:
• Зачищать двигатель от коррозии.
• Защищать двигатель от износа
• Препятствовать образованию отложений.
• Мало расходоваться в процессе эксплуатации.
• Не менять вязкость в процессе эксплуатации
• …
Существует несколько организации, которые разрабатывают измеряемые значения для вышеописанных параметров и предлагают маслопроизводителям проверять свою продукцию по этим параметрам. По итогам испытаний маслу присваивается класс качества.
Наиболее авторитетной организацией, к стандартам которой прислушиваются все производители масла, является Американский институт нефти (API). Признаком того, что масло прошло сертификацию по параметрам этой организации, является надпись наподобие API SH. Первая буква в комбинации SH означает тип двигателя(S - бензиновый двигатель, С – дизельный), вторая буква – класс качества. Чем более поздняя буква, тем более жестким требованиям удовлетворяет масло.
Классы SA – SH – уже устаревшие масла для двигателей до 1995 г.в. Масло данных классов практически не встречается на рынке. Как, впрочем, и автомобилей, которым рекомендовано это масло.
• Класс SJ (1996) предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH. Усилены требования по нагарообразованию и по работе при низких температурах. Масла класса SJ можно использовать, когда автопроизводитель рекомендует класс SJ, SH и ниже.
• Класс SL (2000) разработан для применения в многоклапанных, турбированных, работающих на обеднённых топливных смесях двигателях. Масла класса SL можно использовать, когда автопроизводитель рекомендует класс SL и ниже.
• Масла класса SM (2004г) по сравнению с классом SL обладают более высокой защитой от окисления и от износа деталей двигателя, а также соответствуют более высоким стандартам по свойствам масла при низких температурах. Масла класса SM можно использовать, когда автопроизводитель рекомендует класс SM и ниже.
Аналогична ситуация с классами API масел для дизельных двигателей. Не принимая в расчет устаревшие масла, опишу 4 последних класса CF – CG – CH – CI. Цифра 2 или 4 после букв (CF-2, CF-4) обозначает двух- или четырёхтактный двигатель.
• Масла CF (1990) могут использоваться в двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Масла СF-4 более устойчивы к угару и обеспечивают большую защиту от образования отложений по сравнению с маслами класса CE.
• Масла класса CG (1995) могут использоваться в двигателях автобусов, грузовых машин и тягачей. По сравнению с маслами предыдущего класса более эффективно защищают двигатель от износа, образования отложений, окисления. Масла CG-4 меньше вспениваются в процессе эксплуатации.
• Масла класса СH (1998) в сравнении с CG содержат присадки, способствующие меньшему износу клапанов и нагарообразованию. Масла CH-4 менее чувствительны к использованию топлива с высоким содержанием серы.
• Масла класса CI (2002) по сравнению с предыдущим классом обладают лучшими моющими способностями, большей защитой от окисления, уменьшенной летучестью (испаряемостью). Масла CI применяются в двигателях с различными типами впрыска и наддува.
Масло более позднего класса может быть использовано вместо более раннего.
Иногда на канистрах с маслом можно встретить обозначения ILSAC GF-2 (3, 4). Это соответствие стандартам качества Международного комитета по стандартизации и испытанию моторных масел. По набору требований стандарты GF-2, GF-3, GF-4 практически полностью совпадают со стандартами API SJ, SL, SM соответственно. Важным отличием является наличие в стандартах ILSAC требования по энергосбережению. То есть если масло соответствует стандартам ILSAC, то оно обеспечивает меньший расход топлива по сравнению с соответствующим классом API.
Мы не относим к разряду определяющих при выборе автомасла вопрос о том, должно ли масло быть минеральным, синтетическим или «полусинтетическим», по той простой причине, что не придают ему большого значения и автопроизводители – важен не базовый материал, а набор качеств итогового продукта. Заметим, что масла, выпускаемые автопроизводителями, зачастую минеральные.
В заключении статьи хочу поделиться интересными, на мой взгляд, наблюдениями.
В процессе написания этой статьи я выяснил, что в обоих моих автомобилях производители рекомендуют использовать масла с вязкостью 5w30, 10w30. До этого момента я использовал масла с вязкостью w40. Перейдя на w30 я отметил существенное снижение расхода топлива - примерно литр на 100км. (Замеры я проводил точно: заливал полный бак, сбрасывал счетчик, при следующей заправке опять заливал полный бак и количество вошедшего топлива делил на пробег).
В нижеследующей таблице приведена статистика продаж масла в нашем магазине за полгода. В колонке "К" приведено соотношение продаж 1л канистр к большим канистрам (4,5,6) в штуках (цифра 1,2 означает, что на каждые 10 4л канистр продается 12 1л).
Производитель | К |
Chevron | 1,2 |
Amalie | 1,4 |
ENEOS | 1,7 |
NESTE | 1,8 |
Consol | 1,9 |
Shell | 2,1 |
BP | 2,2 |
ZIC | 2,5 |
Castrol | 2,7 |
ESSO | 3,1 |
Mobil | 3,4 |
В статистику попали не все бренды масел, которые есть в нашем ассортименте. Исключены бренды с небольшими продажами и бренды, в ассортименте которых нет канистр 1л (либо не производятся, либо мы не держим).
При анализе я предполагал, что если покупается 1л канистра отдельно, то это масло на доливку, а если вместе с 4л, то это скорее всего означает, что на замену требуется больше 4л масла. Поэтому одновременную продажу 1л и 4л я приравнивал к продаже одной большой канистры.
Однозначно трактовать приведенные цифры не берусь, но мне как продавцу нравится продукция Mobil - автовладелец купил Mobil, а потом доливает и доливает... И по той же причине я, как автовладелец, масло Mobil не использую.
Всем удачного выбора.
Орел Евгений, магазин Товарищ.
Комментарии