Что нужно знать при выборе свечей зажигания.
Свеча зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в двигателе. От качества свечи зажигания зависит эффективность сгорания смеси и, следовательно, мощность двигателя и расход топлива.
Подробное описание устройства свечи зажигания можно прочитать, например, здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/Свеча_зажигания
В данной заметке я постараюсь кратко изложить информацию, которую полезно иметь в виду при выборе свечей зажигания.
Кто делает более качественные свечи зажигания?
Производителей свечей зажигания довольно много. Мировой лидер – японская фирма NGK. На втором месте находится DENSO, являющаяся дочерним подразделением TOYOTA. Вместе эти два производителя занимают более 80% мирового рынка и более 90% поставок на конвейеры автопроизводителей. Если Вашей целью при выборе свечей зажигания является надежность – остановитесь на одном из этих производителей. Не пожалеете.
Какие свечи зажигания выбрать?
Главное правило: выбирайте те свечи, которые рекомендует производитель свечей зажигания. Каждый производитель свечей зажигания выпускает каталоги применимости его продукции. В них указывается, для какого автомобиля предназначена свеча зажигания. Для большинства автомобилей среди рекомендуемых свечей зажигания присутствует всего одна модель – вот ее и нужно выбирать. Иногда рекомендуется несколько вариантов: обычная свеча и иридиевая/платиновая. В этом случае учтите, что иридиевые/платиновые свечи стоят дороже обычных, но:
- У них гораздо больший ресурс. Если обычные свечи рекомендуется менять раз в 10000 км, то иридиевые/платиновые раз в 30-40 тыс.км по рекомендациям NGK и 60-100ткм по рекомендациям DENSO. Из личного опыта могу сказать, что в моем автомобиле (SUBARU LEGACY EJ25) иридиевые свечи DENSO идеально работают более 50 тыс.км (на момент последней редакции этой статьи пробег без замены свечей зажигания составил более 58 тысяч км. Планирую не менять свечи до увеличения расхода бензина. Конечный пробег опубликую в этой статье)
- У иридиевых и платиновых свечей зажигания гораздо более тонкий электрод. В результате улучшается воспламенение топливно-воздушной смеси и увеличивается КПД. По заявлению представителей компании NGK при использовании иридиевых свечей уменьшается расход бензина на 2-4%. В каталоге DENSO приводятся результаты внутреннего теста компании, согласно которому расход при использовании иридиевых свечей класса IRIDIUM TOUGH на 3,4% меньше чем при использовании медно-никелевых свечей (Расчеты экономики приведены в конце этой статьи).
- По причине более тонкого центрального электрода иридиевые/платиновые свечи гораздо сложнее «залить», что немаловажно в условиях сибирской зимы.
На технических семинарах представители и NGK и DENSO сообщили, что при подборе свечей допускается отклонение в калильном числе в зависимости от некоторых условий. Несколько слов об этих условиях.
В зависимости от конструкции двигателя в камере сгорания выделяется разное количество тепла. В турбированом двигателе, с максимальными допустимыми оборотами 7000 оборотах в минуту выделяется тепла в раза больше, чем в обычном двигателе с максимумом на 5500. Но при этом и в том и в другом случае температура центрального электрода свечи должна быть в пределах от 400 до 800 градусов. При длительной работе вне этих рамок свеча выходит из строя. Получается, что в разных двигателях центральный электрод должен охлаждаться в разной степени. Мера охлаждения свечи зажигания называется калильным числом. Калильное число закодировано в названии свечи. У NGK BKR5EIX-11 это цифра 5, а у DENSO IK20 это число 20. У этих производителей чем выше калильное число, тем больше у нее теплоотвод, тем свеча "холоднее". Производители в своих каталогах рекомендуют некое значение калильного числа для некого среднестатистического использования автомобиля. Но один и тот же автомобиль может использоваться в разных режимах. У одного хозяина он сутки стоит на прогреве, потом проезжает 5км и опять сутки стоит на автопрогреве. Второй автомобиль с каждого светофора стартует с пробуксовкой либо в основном движется по трассе на высокой скорости. Понятно, что в первом случае свеча недогревается, а во втором может перегреться.
Последствия перегрева свечи очень печальные: оплавление центрального электрода, калильное зажигание - вплоть до выхода из строя двигателя. Но, справедливости ради надо сказать, что о таком развитии события я слышал только на семинарах. А вот последствия недогрева зимой встречаются весьма часто. При недогреве свечи на центральном электроде и изоляторе осаждаются недогоревшие продукты. В какой-то момент искра начинает бить не между электродами, а по слою этого налета. Машина перестает заводиться. Ее еще час пытаются завести и все. Пора менять свечи. Этого бы не произошло, если бы в этом автомобиле стояли бы более теплые свечи. Они бы успевали прогреться до рабочей температуры и образовавшийся на них налет успел бы выгореть.
К слову сказать, в каталоге 2013 года DENSO для многих автомобилей заменил свечи на более теплые.
Экономическое обоснование использования иридиевых свечей.
Приведу простые расчеты. Для автомобиля Civic Shuttle 1,6i EE NGK рекомендует 2 варианта свечей зажигания: обычные BCPR6E-11 и иридиевые BCPR6EIX-11. На момент написания статьи они стоили 89р и 355р соответственно. Стоимость бензина 29р за литр.
При использовании обычных свечей затраты на 40000км составят: 89р * 4шт * 4замены = 1424р. Допустим, что расход бензина 10л/100км. На 40000км затраты на бензин составят 116000р.
При использовании иридиевых свечей затраты на 40000км составят: 355р * 4шт * 1замену = 1420р. Расход топлива при использовании иридиевых свечей зажигания меньше на 3%. То есть затраты на бензин будут 112520р.
То есть при использовании иридиевых свечей экономия составит почти 3500р на 40ткм. И это без учета услуг СТО по замене и вашего времени, проведенного на СТО.
Обратите внимание, что расчеты приводятся исходя из пробега до замены 40 000 км. В случае использования свечей DENSO экономия будет еще больше.
Если вы меняете свечи самостоятельно.
Если Вы следуете рекомендациям производителя, то приобретенные Вами свечи зажигания имеют зазор, рекомендуемый для вашего автомобиля. Никаких коррекций зазора не требуется.
При замене свечей зажигания их нельзя бросать в свечной колодец. Легкого удара электродом свечи о дно колодца достаточно для того, чтоб изменить зазор. В дальнейшем такая свеча зажигания будет работать менее эффективно если вообще будет.
Крайне важно следовать рекомендациям производителей по моменту затяжки свечей зажигания. В идеале нужно использовать динамометрический ключ. Если его у вас нет, то свечи следует затягивать так: сначала свеча вкручивается пальцами без ключа до упора. И после этого дотягивается ключом 1/2 оборота для DENSO и 3/4 оборота для NGK. На семинаре DENSO представитель компании высказал убеждение, что неправильная затяжка - самая распространенная причина некорректной работы свечи зажигания.
Ссылки по теме:
Каталог подбора свечей зажигания.
Калильное зажигание - это когда воспламенение топливовоздушной свечи происходит не от искры, а от перегретого электрода свечи. Поскольку зажигание происходит в любой произвольный момент, двигатель работает с большими перебоями и может выйти из строя.
Комментарии
58 ткм на нашем самом что нинаесть российском бензине (газпромнефть).
Думаю, слухи об отстойности российского бензина придумали автослесари, чтоб оправдывать поломки автомобилей )))